Саморазвитие

Об этом вы не знали: топ-10 увлекательных книжных подборок о кино

10 книжных подборок о кино
zlata-kukla.ru

Кино – самый популярный и доступный вид искусства и развлечения. Но все ли мы улавливаем при просмотре картины? Может, ускользает нечто важное: режиссерская отсылка к великому предшественнику, постмодернистская ирония, визуальная метафора? Иногда совсем неочевидно, как понимать происходящее на экране. Предлагаю ознакомиться со списком литературы для более полного восприятия языка кино. 

Жорж Садуль «Всеобщая история кино» 

yoptel.ru

Знаменитый четырехтомник французского историка для тех, кто ищет системный и основательный подход. Кино невозможно без технологического прогресса. Первую главу первой части открывают эксперименты Жозефа Плато 1830-х гг., увенчавшиеся созданием фенакистископа – прообраза современной камеры. В результате световых экспериментов ученый утратил зрение. Главы логично расположены по датам и континентам. Труд для неспешного изучения. Понравится физикам и лирикам, а также историкам и экономистам. 

Ничто не ускользает от внимательного взгляда. Жорж Садуль объясняет, как увеличение налоговой нагрузки приводит к закрытию кинотеатров. Анализирует нравы общества, отраженные в кино и материальный базис. Отмечает достигнутый уровень декораций, костюмов и сценариев. Каждый том содержит иллюстрации: плакаты, афиши и кадры кинофильмов, начиная от конца 19 до начала 20 в. Они вызывают ностальгию и удивление. Книга для тех, кто хочет по-настоящему прочувствовать 130-летнюю историю кино. 

Зигфрид Кракауэр «Психологическая история немецкого кино: от Калигари до Гитлера» 

coollib.net

Взгляд на кино величайшего исследователя 20 века сквозь призму социологии. Временной охват – с 1895 по 1933 год. Кино рассматривается как ответ на внутренний запрос общества, самим обществом неосознаваемый. Повторяющиеся сюжеты и визуальные приемы – зримое проявление национальных стремлений, инстинктивных влечений и грез. Автор показывает, какое настроение создавали в обществе политические события Германии: Первая мировая война, план Дауэса, безработица и инфляция 1929 г. Как потом эти настроения формировали «незримые психологические связи» и какое проявление это находило на экране. 

В книге приводятся кафкиански абсурдные истории, иллюстрирующие нелепость прусского милитаризма. Например, о знаменитом сапожнике Вильгельме Фойгте, которому отказывали в выдаче паспорта по причине отсутствия работы, а в работе – по причине отсутствия паспорта. В результате чего он решился на дерзкий поступок. Происшествие легло в основу фильма «Капитан из Кёпеника» 1931 г. Немая картина, процитированная в названии, «Кабинет доктора Калигари» снята по принципу «рассказ в рассказе», легла в основу таких современных фильмов, как «Остров проклятых» и «Не в себе». 

Обратите внимание. В каталогах книжных магазинов и библиотек фамилия автора часто указана с ошибками: «КрОкауэр», «Кракуэр». Это еще одно обидное препятствие для тех, кому интересна социология кино. Ищите внимательнее! 

Йен Хейдн Смит (Ян Гайдн Смит) «Главное в истории кино. Фильмы, жанры, приемы, направления» 

telegra.ph

Киновед №1 в США. Признанный в мире интеллектуал, которого в России знают до обидного мало, в том числе из-за разных вариантов транслитерации имени и фамилии. Современная энциклопедия по направлениям и жанрам кино. Состоит из четырех самостоятельных разделов: 

  • Жанры. Рассмотрены все возможные жанры, в том числе малоизвестные (блэксплотейшн, джалло, спагетти-вестерн). Перечислены режиссеры-основатели и картины, снятые в соответствии с канонами того или иного жанра.
  • Направления. Как и в других видах искусства, в кино сформировались свои направления. Это испанский сюрреализм, французский импрессионизм, немецкий экспрессионизм, итальянский неореализм, фильмы новой волны (французской, британской, итальянской, румынской). Искусство нового Голливуда. Перечислены основные черты каждого направления, режиссеры и картины, формирующие направление. 
  • Приемы. Стилеобразующие монтажные приемы, цветовые схемы, свет и звук, создающие кинообраз. 
  • Знаковые картины в истории кино. Ключевые картины анализируются с хирургической точностью. Указаны автор, жанр, длительность и страна. Краткий авторский комментарий. 

Тем, кто пишет о кино, энциклопедия Йена Хейдна Смита поможет подобрать верные характеристики. Широкому кругу читателей – для разностороннего образования. 

Линда Сегер «Скрытый смысл. Создание подтекста в кино» 

moviestart.ru

О чем книга: перефразируя оскароносного Эрнеста Любича, «в кино не только каждый кадр – самый важный, но и каждая реплика». На примере общеизвестных фильмов «Игра на понижение», «Общество мёртвых поэтов» объясняется, что такое подтекст, зачем он нужен, где он прячется и как его отыскать. 

Кино – визуальный жанр. Создатели по-настоящему художественного фильма не проговаривают мораль словами. Это невозможно. Смысловая нагрузка картины – в кадрах и диалогах. Подтекст нужен для придания глубины и дополнительных смысловых оттенков. Без него скучно. Нет зрительского любопытства. Нет игры. Все предопределено. Зритель улавливает подтекст в ощущении «что-то не то». В переломных моментах сюжета. 

Подтекст скрывается: 

  • В противоречиях. 
  • В паузах и замешательствах. 
  • В резких сменах темы.

Иногда подтекст строится на ассоциациях. Чтобы обнаружить подтекст, нужно учитывать время действия: день, ночь, утро, вечер. А также время года, обстановку, культурные особенности. Подтекст — это синтез всего происходящего на экране. 

Книгу упрекают за излишнюю детализацию и проговаривание очевидностей. Однако не у всех визуальное мышление достаточно развито. Труд будет интересен тем, кому важно объяснить необъяснимое ощущение. Те, кому интересно просто воспринимать, ощущать и чувствовать, скорее всего, заскучают. Книга будет полезна тем, кто снимает видео. Подход Л. Сегер заставляет тщательнее следить за предметами в кадре. Приучает к мысли об ответственности за владением чужим вниманием. В конце есть упражнения для самостоятельной работы по поиску смыслов. 

Валерий Турицын «Малоизвестные киношедевры» 

imall.com

По-настоящему шедевральные художественные фильмы незаметны под наслоением информационного шума. Валерий Турицын исправляет эту несправедливость. В фокусе внимания читателей – самые достойные режиссеры и их работы: 

  • Обладатель Оскара за вклад в развитие кинематографа, один из основоположников джазовой темы в кино – Эрнест Любич. 
  • Представитель немецкого экспрессионизма Фритц Ланг. 
  • Джозеф Штернберг, мастерски создавший атмосферу социальной среды в своих картинах. 
  • Микеланджело Антониони. 
  • Финские режиссеры – братья Каурисмяки, работавшие в нарочито пародийной постмодернистской манере. Классические литературные сюжеты «Гамлет», «Преступление и наказание» братья Каурисмяки помещают в современные бескомпромиссно жесткие декорации. В их работах – социальный конфликт рабочих и владельцев корпораций. Ироничное смешение смыслов. 

Отдельное достоинство книги – разбор того, что говорят режиссеры в интервью и как это соотносится с реальной жизнью. Например: «Сценарии продумываются и пишутся в баре Каурисмяки «Москва» от начала и до конца». На самом деле: полуимпровизация перед съемкой на площадке. Книга понравится любопытным и тем, кто давно хотел погрузиться в мир авторского кино, но боялся не различить под видом авторского претенциозно «дурновкусное» кино. 

Жиль Делез «Кино» 

garagemca.org

Взгляд на феномен кино через оптику философа-постмодерниста. Труд Жиля Делеза состоит из двух основных частей – образ-движение и образ-время. Обычно человек мыслит так, как ему выгодно, удобно и привычно. По Ж. Делезу, кинообраз должен в определенной мере шокировать зрителя, побуждая переосмыслить действительность. На страницах проанализированы школы монтажа (советская, американская, французская, немецкая) и художественные приемы киноклассики («Гражданин Кейн» и другие). Стоит отметить высокий философский уровень обобщения. 

Андрей Тарковский «Запечатленное время» 

litlife.club

Автор многократно цитируемого лаконичного определения «кино – это ваяние из времени» подводит своеобразные итоги и фиксирует свои взгляды на искусство вообще и кино в частности. Делится опытом создания культовых сцен «Зеркала» и «Иванова детства».По А. Тарковскому, искусство – форма эстетического познания мира через впечатления. 

Функции киноискусства по А. Тарковскому: 

  • Познание смысла человеческой жизни. 
  • Коммуникативность – передача опыта.
  • Соборность – смотреть кино могут все. 

На протяжении всего повествования – восхищенные отсылки к японской культуре. Хокку. Режиссерский почерк Акиры Куросавы. Средневековые художники Японии. Андрей Тарковский был заворожен идеей запечатлеть время на пленку. Если вас завораживает процесс создания киномиров – книга для вас. 

Эльдар Рязанов «Неподведенные итоги» 

ay.by

Автобиографическая повесть, о том, как в соавторстве сочинялись сценарии хорошо знакомых комедий. А еще – как мастер работал с Людмилой Гурченко, Андреем Мироновым, Георгием Бурковым, Алисой Фрейндлих. Почему именно Барбару Брыльску он выбрал на главную роль известной новогодней комедии. 

Снимая мюзикл «Карнавальная ночь», Эльдар Рязанов думал только о том, чтобы не прогнали с работы насовсем. В итоге – признание, фестивали, яркий и неожиданный успех. О случившемся серьезном и длительном конфликте на съемках «Невероятные приключения итальянцев в России» между итальянской и российской сторонами. Разрешить конфликт удалось только после того, как Э. Рязанов решительно объявил бойкот итальянцам. Об этом и многом другом – живое, полное самоиронии повествование. 

Брайан Рафтери «Лучший год в истории кино. Как 1999 изменил все» 

russiaedu.ru

1999 голливудский год оказался богат на шедевры – «Девственницы-самоубийцы», «Бойцовский клуб», «Красота по-американски», «Матрица», «Быть Джоном Малковичем» и другие яркие работы. Журналист Б. Рафтери воссоздает в подробностях подготовительный и съемочный процесс: сложности с финансированием, постановкой трюков, здоровьем актеров. Словом, происходившее на площадке не всегда предвещало успех. Книга дает полное понимание рискованности съемочного процесса и отсутствия каких-либо гарантий. Примечательно, что из-за провала в прокате «Бойцовского клуба» Дэвид Финчер мог бы не снять «Исчезнувшую», «Социальную сеть» и другие свои звёздные работы. Книга написана в публицистическом стиле. 

Дон Б. Соува «125 запрещенных фильмов» 

archive.org

Занимательный кино-юридический справочник о 125 фильмах, оказавшихся под запретом в прокате США по тем или иным причинам. Чаще всего – надуманным: «На Западном фронте без перемен» запрещали за использование слова «подштанники». Фильмы расположены в алфавитном порядке. Дана информация о картине, причине жалобы и описание разбирательства. Примечательно, что запрет налагали даже на экранизации известных литературных произведений: «Бремя страстей человеческих», «Список Шиндлера», «Любовник леди Чаттерлей», «Лолита». Складывается впечатление, что Общество добродеятельных католиков – это на самом деле, просто вредители кинематографии. Запрещали «Трамвай «Желание» с Вивьен Ли. Хорошо, что совсем запретить не удалось. 

Заключение 

Я старалась выдержать баланс между книгами по истории кино и легкой публицистикой, между современными изданиями и трудами прошлого. Надеюсь, каждый нашел для себя что-то интересное. После прочтения киноязык станет для вас абсолютно понятен, а от внимания не ускользнет ни одна деталь. 

Просмотров: 352
Поделиться
Комментарии
Пока никто не оставил комментарий

Добавить комментарий

Хочешь стать нашим автором?
Если вы являетесь профессионалом в какой-то области, то на нашей
площадке вы можете стать экспертом и заработать на этом.
Написать в редакцию